Поиск по сайту
 
 
 
Уважаемые посетители!

       Будем рады ответить                   на Ваши вопросы             и постараемся учесть   Ваши предложения, которые можно оставить в гостевой         книге учреждения        дошкольного образования                                                                                       Рады сотрудничеству!                                                                                 

 
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образования воспитанников в учреждении дошкольного образования 
Да
Частично
Нет
Результаты опроса
 

С.А. Минюк, Т.В. Данилович. Научно – методический журнал «Пралеска» № 2/2015г. Путешествие по свету. (Конспект занятия).

 Светлана МИНЮК, воспитатель дошкольного образования первой категории,

Татьяна ДАНИЛОВИЧ, учитель-дефектолог высшей категории,

ясли-сад № 26 г. Лида Гродненской области

Путешествие по свету

Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей старшей специальной группы с тяжёлыми нарушениями речи (5—6 лет)

 Задачи: активизировать речевое общение; развивать познавательный интерес, способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; расширять представления об образе жизни животных в разных климатических поясах; воспитывать уважение к людям, живущим в разных уголках земного шара, бережное и внимательное отношение к животным.

 Материал и оборудование: глобус, мяч, подзорная труба, волшебная палочка, ковёр-самолёт; карточки с изображением морских обитателей, животных Севера. пособие для развития дыхания «Песчаная буря», лист ватмана с изображением моря для игры «Собери друзей», тонкая бумага или салфетки красного цвета, открытка с изображением географической карты, клей; аудиозаписи: «Ты похлопай вместе с нами» (по С. и Е. Железновым), восточной музыки, компьютер, проектор, мультимедийный экран для демонстрации презентаций.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте!

В. Какое у вас настроение?

Дети. Очень хорошее!

В. Мы будем заниматься?

Дети. Да, да, да!

В. Вы будете стараться? Дети. Как всегда!

В. Тогда давайте вместе занятие начинать!

В группу входит старик Хоттабыч с глобусом под мышкой.

Старик Хоттабыч. Ассалам алейкум, до-рогие сердцу моему друзья! Я принёс вам мяч. В какую игру желаете поиграть?

В. Хоттабыч, ты же не мяч принёс! Дети, что это (показывает на глобус)?

Дети. Глобус!

В. А для чего предназначен глобус?

Дети. Глобус — это модель Земли. На нём можно увидеть, где находятся наши страна и город.

В. Ребята, посмотрите внимательно на глобус: большая часть земного шара покрыта водой — океанами, морями, реками, озёрами. Кроме воды есть материки — земля, суша, где живут люди. Также на поверхности Земли расстилаются широкие равнины и пустыни, шумят зелёные леса, поднимаются высокие горы. Как вы думаете, каким цветом изображены на глобусе моря, реки, океаны? (Голубым и синим.) Горы? (Коричневым.) Леса? (Зелёным.) Пустыни? (Жёлтым.) Ещё можно путешествовать по глобусу.

Старик Хоттабыч. Вай, перепутал значит. Конечно, мы отправимся в путешествие на моём волшебном ковре самолёте.

Дети. Куда отправимся?

Старик Хоттабыч. А пусть укажет нам путь моя волшебная палочка. Усаживайтесь на ковёр, о любознательнейшие излюбознательнейших, летим (достаёт подорную трубу). Посмотрю, что там внизу?

В. Хоттабыч, что там видно? Где мы пролетаем?

Старик Хоттабыч. Вижу что-то огромное, синее, бескрайнее. Держитесь крепче, уже идём на посадку! 

В. Ребята, мы очутились с вами на морском берегу. (Просмотр презентации «Морские обитатели».) Море прекрасное, огромное. Оно восхищает и удивляет. Оно живое. Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин,и хищница-акула, и нарядные весёлые рыбки, и необыкновенный морской конёк, и похожий на инопланетянина осьминог.

Игра «Ассоциации» Воспитатель поочередно бросает мяч детям и просит закончить предложение.

Море бескрайнее, как…

Море тёплое, как…

Море таинственное, как…

Море красивое, как…

Игра «Собери вместе»

Воспитатель предлагает детям отобрать карточки с изображением морских обитателей (животных и растений), рассматривает их вместе с детьми, уточняя, каким образом каждое растение или животное связано с морем и друг с другом.

В. Ребята, как человек связан с морем? (Человек отдыхает на море, любуетсяим, изучает его, охраняет, работает на море...)

Старик Хоттабыч. Молодцы, вы очень много знаете о море. Сейчас я предлагаю вам поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Краб»

В. Расставьте пальцы в стороны. У нас 10 пальцев. Как раз столько, сколько ног у краба. Зацепите два больших пальца друг за друга. Это будет передняя пара ног, та, которая не видна. Для чего нужна крабу эта пара ног? (Ответы детей.) Правильно, чтобы чистить жабры. Ну, а теперь, наш краб отправляется в путь. Вот он бегает боком по дну. Вот полез на скалу — плечо вашего соседа. Опасность! И наш краб камушком падает в воду — на стол. (Звучит музыка)

Старик Хоттабыч. Ребята! Продолжим наше путешествие. Все на ковёр-самолёт!

В. Хоттабыч, что там видно? Где мы пролетаем?

Старик Хоттабыч (глядя в подзорную трубу). Ничего не вижу, кругом белым бело, как белая пустыня. Держитесь крепче, идём на посадку. 

В. Можно и нам посмотреть в твою подзорную трубу (смотрят)? Много снега, много льда. Ребята, куда же мы попали? (Ответы детей.)

Рассказ воспитателя о животных Севера, который сопровождается показом слайдов презентации «Животные Севера».

В. Ребята, как животные приспособились к суровым условиям Севера? (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель предлагает взять карточки с изображением какого-либо животного (белый медведь, тюлень, морж, пингвин, северный олень, песец, морской котик), стать в круг и рассказать о своём животном по следующей схеме (описание внешнего вида, особенности питания, действия).

1-й ребёнок. Моё животное очень большое. У него 4 лапы, густой белый мех. Кто это?

2-й ребёнок. Моё животное питается рыбой, птичьими яйцами, тюленями. Кто это?

Старик Хоттабыч. Я, ребята, хочу с вами поиграть и выяснить, много ли вы знаете о животных.

Игра «Веришь — не веришь»

Хоттабыч поочерёдно бросает мяч детям и просит дать ответ на вопрос.

Веришь, что тюлень питается рыбой?(Верю.)

Веришь, что у северного оленя нос по-крыт шерстью? Верю.)

Веришь, что песцы живут в берлоге?(Нет, они живут в норах, которые выка-пывают на склоне холма или обрыва.)

Веришь, что северные олени хорошо плавают? (Верю.)

Старик Хоттабыч. Молодцы, ребята!

Физкультминутка «Север»

Мы идём, идём вперёд, (дети маршируют на месте)

Очень удивляемся — (поднимают и опускают плечи.)

Справа лёд и слева лёд, (поворачивают голову направо и налево.)

Перед нами тоже лёд. (Разводят руки в стороны.)

Где же он кончается? (Пожимают плечами.)

Дуют ветры ледяные, (машут руками.)

Горы снежные, крутые. (Поднимают руки вверх, становятся на носочки.)

Там о лете не слыхали. (Приставляют ладонь к уху, наклоня-ются.)

Там согреешься едва ли…(Обнимают себя и прыгают.)

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят.)

Этот снежный материк. (Хлопают в ладоши.)

Старик Хоттабыч. Ковёр замёрзнет без нас. Нужно быстрее лететь дальше. Садятся на ковёр и взлетают.

В. Что интересного вы узнали на Севере? (Ответы детей.)

Старик Хоттабыч. Я хочу, чтобы вы посмотрели и мой родной край. Летим в пу-стыню! Ну-ка, мудрейшие из мудрейших, покажите на глобусе пустыню?

Посмотрите в мою подзорную трубу. Что там видно?

Дети. Песок, бегают ящерицы, оазис, там есть растительность, верблюды, живут люди.

Старик Хоттабыч (смотрит в подзорную трубу). Вай! Кто-то нам машет рукой! Снижаемся. Звучит восточная музыка, девочка танцует.

Девочка. Меня зовут Гульнара. Я живу в этом краю. Просмотр презентации «Таинственный мир пустыни»

Старик Хоттабыч. Прекрасная Гульнара! Как замечательны твой край и твой наряд. Но почему у тебя закрыты рот и нос?

Гульнара. В моём краю часто бывают песчаные бури. Повязка защищает от песка.

В. Дети, посмотрите, у нас в бутылках есть песок. Что может поднять лежачий песок?

Дети. Ветер!

В. Как мы можем его создать?

Дети. Подуть в трубочку.

В. Наберите воздуха и подуйте в трубочку не очень сильно. Что произошло?

Дети. Песок зашевелился.

Старик Хоттабыч. Вай! Гульнара, посмотри, какая у нас песчаная буря.

В. Я могу создать целую бурю (дует в пластиковую бутылку с игрушкой). Что произошло?

Дети. Песок поднялся, поэтому нужна повязка.

В. Дети, как защищают себя от песка жители страны Гульнары?

Дети. Они носят повязку и закрывают голову во время песчаных бурь. Если пе-сок забьёт дыхательные пути, то это будет опасно для жизни.

Старик Хоттабыч. Ребята, давайте по-играем. Игра «Ты — моя частичка»

Старик Хоттабыч. Я пустыня, а ты — моя частичка. Ты кто? песок, оазис, верблюд, варан, кактус, черепаха и т.д.) Вы молодцы, много знаете о пустыне.

Гульнара. Ребята, я предлагаю вам потанцевать со мной.

Упражнение по логоритмике «Два хлопка» (по С. и Е. Железновым «Ты похлопай вместе с нами»)

1. Ты похлопай вместе с нами — хлоп и хлоп (2 раза).

Ты похлопай вместе с нами (3 раза). Хлоп и хлоп.

2. Ты потопай вместе с нами — топ и топ (2 раза).

3. Ты попрыгай вместе с нами — прыг и прыг (2 раза).

4. А теперь ты будешь с нами танцевать (2 раза).

А теперь ты будешь с нами танцевать (3 раза).

Звучит музыка.

Старик Хоттабыч. Ребята! Нам пора заканчивать путешествие. Все на ковёр-самолёт!

В. Ребята, на Земле есть холодные и жаркие края, а также средняя полоса, где находится наша Республика Беларусь.

Где бы мы ни были, где бы мы ни путешествовали, лучше Родины своей ничего нет.

Старик Хоттабыч. Вот вы и дома! Как жаль, что наше путешествие закончилось.

В. Не расстраивайся, Хоттабыч. Ребята, подарим ему открытки в память о нашем путешествии. Сделаем их своими руками. Итак, за дело!

Тонкую бумагу или салфетки красного цвета рвут на кусочки. Каждый кусочек сминается, а затем скатывается в тугой комочек нужной формы. Затем дети наклеивают их на основу — открытку с изображением географической карты, отмечая места, в которых они побывали во время путешествия. Дарят старику Хоттабычу.

Старик Хоттабыч. Спасибо вам, дорогие сердцу моему друзья! До свидания, до новых встреч и путешествий!

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушени-ями речи: учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. — Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.
  2. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: программа для специаль-ных дошкольных учреждений / Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. — Минск: Нац. ин-т образования, 2007.
  3. Давидович, А.Л. Развитие речевого творче-ства старших дошкольников: пособие для педаго-гов учреждений дошк. образования / А.Л. Дави-дович. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011.

Презентации для проведения данных занятий смотрите на сайте журнала: praleska-red.by/master-klass/ kompyuternye-prezentacii-kak-sredstvo-obucheniya-detej