Поиск по сайту
 
 
 
Уважаемые посетители!

       Будем рады ответить                   на Ваши вопросы             и постараемся учесть   Ваши предложения, которые можно оставить в гостевой         книге учреждения        дошкольного образования                                                                                       Рады сотрудничеству!                                                                                 

 
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образования воспитанников в учреждении дошкольного образования 
Да
Частично
Нет
Результаты опроса
 

С.А. Минюк. Научно – методический журнал «Пралеска» № 2/2015г. В гости к Зимушке – зиме. (Конспект занятия).

Светлана МИНЮК,

воспитатель дошкольного образования первой категории, ясли-сад № 26 г.Лида

Гродненской области

 

"В гости к Зимушке-зиме" занятие по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения» и «Искусство» (лепка) для детей старшей специальной группы с тяжёлыми нарушениями речи (5—6 лет)

Задачи: закреплять умение называтьзвук, представленный символом; обогащать активный словарь; совершенствовать способы создания знакомых образов в технике пластилинографии на горизонтальной плоскости; развивать правильное физиологическое дыхание, фонематический слух, общую и мелкую моторику, координацию движений, внимание; создать условия для восприятия поэтического образа зимы средствами художественной и музыкальной выразительности.

Материал и оборудование: медальоны с буквами по количеству детей; бутылочки для развития дыхания, трубочки; искусственная ёлка, ёлочные украшения (шары с буквами и символами звука); рукавички на каждого ребёнка; картон; набор пластилина, яичная скорлупа белого цвета, стеки, салфетки; мольберт; шкатулка; снежинки; компьютер, проектор, мультимедийный экран для демонстрации презентации.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Я с нетерпением ждала приближения зимы. Вот пошёл долгожданный снег, а ночью мне приснился сон, будто я очутилась в снежном царстве. Меня встретила прекрасная, добрая женщина, которую все называли Зимой-волшебницей. А вы хотите побывать во владениях Зимушки - зимы? (Да.) Тогда отправляемся в путешествие. Но для того, чтобы попасть в царство к Зиме, споём колыбельную.

Дети.

Баю-баю-бай,

Глазки ты закрывай.

Баю-баю-бай,

Сказку ожидай!

Пусть волшебный сон сейчас к нам придёт

И меня с собой он унесёт в гости к нашей седой, белоснежной зиме.

В. Сказка начинается!

В группу входит Зима.

Зима.

Кто в пуховой шубке белой

Лёгкой поступью и смелой

Вышел в час утра?

Дети.

Зимушка-зима.

Нежно, нежно, белоснежно

К нам пришла сама

Зимушка-зима,

Красавица-зима. 

                        Л. Чарская

Зима. Я рада вас видеть в своём зимнем волшебном царстве!

Ребёнок. Зимушка, мы тебя очень лю-бим и знаем о тебе много красивых слов.

Зима. Тогда иллюстрацию открываю, и слова ваши принимаю (Слайды 1—6).

Дети. Белая, снежная, серебристая, скри-пучая, морозная, пушистая, ледяная.

В. Я, Зимушка, хочу тебе тоже подарить красивое слово — вьюжная.

Зима. А вы хотите, ребята, увидеть вьюжную зиму?

Дети. Да, хотим!

Зима. У меня есть волшебный снег, мы подуем на него, и он закружится.

Упражнение «Метелица» (для развития дыхания)

Дети берут бутылочки для развития дыхания и дуют в них с разной силой, наблюдая за кружением «снега».

Снег пушистый над бугром

Завивается вихром.

А над ёлкой колкой

Снег завился чёлкой.

Кроме снега из-под чёлки

Ничего не видно ёлке.

                          В. Степанов

В. Посмотрите сколько снега намело!

(Дети смотрят на бутылочки.) Давайте мы этим снежком укутаем ёлочку. (Дети складывают бутылочки под ёлку.)

Зима. Чтобы наша ёлочка была весёлой и красивой, мы её украсим необычными шарами. Я буду вам показывать артикуляцию звука, а вы находить соответствующие шары с буквой и символом данного звука.

1-й ребёнок.

Ну и ёлка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят.

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда.

               И. Черницкая

2-й ребёнок.

Вот она, ёлочка наша,

В блеске лучистых шаров!

Кажется всем она краше

Всех зеленей и пышней!

                         Е. Благинская

Игра «Живые звуки»

Зима. Для игры подарю вам медальоны (каждый ребёнок надевает медальон с буквой, обозначающей звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]). Теперь внимательно слушайте мою песенку и встаньте рядом со своими друзьями-звуками (слушая слова Зимы дети соединяются, образуя «живые» цепочки). 

Правильность выполнения задания отслеживается (Слайды 7—10) цепочками зрительных символов гласных звуков на экране (по Т.А. Ткаченко). А, О, У — песенку пою, Э, Ы, О — как мне хорошо, А, И, У — губки я тяну, Э, Ы, И — песенка замри.

В. В какие игры вы любите играть зимой?

Дети. Кататься на лыжах, санках, играть со снегом, лепить снеговика.

В. Давайте слепим снеговика, но для этого нам нужны рукавички. У меня есть по одной рукавичке, а вы найдите каждый свою пару.

Дети. Мы готовы!

Раз — рука, два — рука,

(Дети вытягивают вверх одну руку, за-тем другую.)

Лепим мы снеговика.

(Имитируют лепку снежков.)

Мы скатаем снежный ком

(Катят снежок.)

Вот такой,

(Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома.)

А наверх поставим мы

(Поглаживают ладонями щёки.)

Маленький комок.

(Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии «маленький комок».)

Вот и вышел снеговик — снеговичок!

(Ставят руки на бока и делают повороты корпуса вправо-влево.)

Снег, ведёрко и морковка, Да уменье, да сноровка — И готов снеговичок.

Очень милый толстячок!

Входит Снеговик.

Снеговик.

Снеговик, снеговик,

Я к морозам привык.

Не пугают никогда

Меня снег и холода.

                         И. Бондаренко

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

Какие у вас красивые рукавички.

Снеговик проводит с детьми упражнение «Снежинка» (для коррекции зрения) — Слайд 11.

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели —

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели —

Глазки влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал —

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

Снеговик.

У меня к вам просьба: я хотел подарить Зиме картину, но у меня много дел, я очень спешу, поэтому прошу вас о помощи. Мне уже пора, до свидания, ребята!

В. Посмотрим, что оставил нам Снеговик. Что он хотел изобразить? (Ответы детей.) Давайте присядем и поиграем с пальчиками. (Дети выполняют действия согласно тексту.)

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Будто лёгкий-лёгкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребёт, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улёгся на бочок.

Пластилинография «Зимняя картина»

В. Снеговика мы уже лепили, только он был в виде скульптуры, которую можно осмотреть вокруг. Cегодня снеговик будет на плоскости — картоне и виден только с лицевой стороны, при этом он не будет плоским — пластилин придаст ему объём, а яичная скорлупа — необычную структуру.

Этапы выполнения лепки:

1. Раскатать из пластилина белого цвета колбаску и изобразить снежный покров внизу картона, слегка прижимая и расплющивая её по поверхности основы.

2. Раскатать из пластилина белого цвета 3 шарика разной величины: большой, поменьше для туловища снеговика и самый маленький для его головы. Положить самый большой шарик близко к «снежной» полосе, слегка надавить на его поверхность, а затем прижать края шарика к основе. Та часть, которая будет направлена к основе, сплющится и прикрепится к картону, а внешняя сторона останется выпуклой, объёмной. Таким же образом закрепить оставшиеся шарики, расположив их друг над другом. Сделать небольшие шарики-ручки и прикрепить сбоку от туловища на средней его части.

3. Выложить поверхность снеговика яичной скорлупой, слегка вдавливая её в пластилин. Таким же образом оформить скорлупой снежную полосу «земли» внизу.

4. Раскатать шарик из пластилина зелёного цвета, сделать из него лепёшку путём сдавливания. При помощи стеки отсечь под наклоном боковые стороны и нижнюю его часть, придав форму ведёрка, закрепить на голове у снеговика.

5. Раскатать две колбаски из пластилина чёрного цвета, одну расположить под шариком-рукой, другую стекой разрезать на одинаковые части и прикрепить над шариком-рукой в виде прутиков метлы.

6. Скатать маленькие горошины чёрного цвета — глаза, тонкую красную колбаску — рот, оранжевую морковку — нос.

7. Дополнить сюжет изображением деревьев и ёлочек, покрытых белым снегом (колбаски из пластилина белого цвета), распушить нижнюю часть веточек с помощью стеки.

Педагог вместе с детьми любуется выполненными изделиями, хвалит за проявление фантазии и внесение дополнений (ягод рябины на дереве, птиц, туч на небе, из которых идёт снег, белого зайца и т.д.).

Зима. Ну, а теперь давайте посмотрим и расскажем, какая картина у нас получилась.

Дети составляют рассказ.

В. Вот закончит Снеговик свои дела, придёт и увидит, какая у нас чудесная картина!

Зима. Какие вы, ребята, замечательные, умные, весёлые, и я хочу сделать сюрприз — подарю шкатулку. До свидания!

В. Давайте попрощаемся с Зимой.

Дети. До свидания.

Тихо-тихо уходит Зимушка-зима.

Где метели, где мороз?

На дворе не мёрзнет нос.

Лишь повеяло весной,

Отъезжает лёд речной

Катерами белыми

Следом за метелями.

                       А. Прокофьев

В. Вот мы и вернулись из нашего сна, но шкатулка осталась у меня. Посмотрим, что в ней? Ребята (показывая), а как вы думаете, что лежит в шкатулке–подарке? Что это может быть? (Льдинки, снежок.) Да это же снежинки! Но они непростые. Как только вы их положите на свои ладошки, то превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, отчего они смогут стать радостными и счастливыми. Что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле?

Дети. Пусть они никогда не болеют. Пусть у всех будет дом. Пусть все хорошо живут. Пусть все будут счастливыми.

В. Я хочу пожелать, чтобы вы росли здоровыми и сильными. Огромное вам спасибо!

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мо-роз. — Минск: Нац. ин-т образования, 2007.
  2. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович. — Минск: Нац. ин-т образования, 2011.
  3. Кислякова, Ю.Н. Развитие речи: занимательные игры и упражнения: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования / Ю.Н. Кислякова, М.В. Былино. — Минск: Нар. асвета, 2013.
  4. Учебная программа дошкольного образования. — Минск: НИО, 2012.
  5. http://baby-scool.narod.ru/media/games/pal_ igri/pal_chelovek.html
  6. http://www.moi-detsad.ru/zanatia867.html